Они не только танцуют под живую музыку и общаются на родном языке, но и присматривают себе пару. За время существования Mari Party завсегдатаи танцпола создали около пятидесяти семей. |
Но молодёжь есть молодёжь – потанцевали, поболтали на родном языке, договорились ещё встретиться, а там симпатия, любовь, благословение родителей, свадьба. |
«На Mari Party съезжаются марийцы со всей области, - рассказывает Вячеслав. – Если бы не дискотека, кто-то, может быть, и не встретился бы никогда. А здесь люди знакомятся в атмосфере своего народа, влюбляются. Я очень этому рад! Пусть марийцы (смеётся. – Ред.) размножаются.
Я даже традицию ввёл – на каждой дискотеке вручаю подарки новорождённым семейным парам, которые познакомились на наших вечеринках. И тем, кто приходит в национальных костюмах, тоже небольшие призы вручаю. Все довольны, всем радостно». |
Что касается костюмов, то на дискотеке можно увидеть и те, что расшили молодые рукодельницы, и настоящие раритеты 50–60-х годов прошлого века – их по случаю вечеринки надевают марийки почтенного возраста, достав из заветных сундуков. Да-да, на марийскую дискотеку приезжают все, кто хочет отдохнуть в родной национальной среде, – и молодёжь от 18 лет, и мари почтенного возраста. Всем здесь комфортно и весело. |
«У нас совершенно разная музыка звучит, на любой вкус – и быстрые мелодии, и медляк, и частушки, – рассказывает Вячеслав. – Но это наша, марийская музыка и песни на марийском языке. Помимо записей, у нас на каждой дискотеке обязательно звучит живая музыка. Артисты приезжают из Уфы, из Йошкар-Олы, из других городов России. Меня все уже знают, и никто не отказывается у нас выступить. Причём у марийских артистов нет штата пиарщиков-администраторов, я на всех лично выхожу». |
В Екатеринбурге, к слову, марийских артистов соплеменники встречают как дорогих, долгожданных гостей. О гостиницах даже речь не идёт, мари спорят, у кого на этот раз остановится гость.
В домах для артистов выделяют лучшие комнаты, накрывают щедрые столы и обязательно топят баню.
«Мы очень гостеприимный народ!» – говорит Вячеслав.
Лицом к лицу Вячеслав Петров родился в Башкортостане, в марийском селе Большой Кельтей, жители которого чтили национальные традиции и уклад. «Прекрасно помню, как всем селом гуляли на свадьбах, отмечали праздники, – рассказывает Вячеслав. – Например, зимой праздновали Шорыкйол, по-другому – праздник Васли Кугыза. Ряженые ходили по домам, смотрели, как семья потрудилась за год. Хозяева к их приходу выставляли рукотворную утварь, рукоделие, словом, всё, что сами сделали, сшили, связали. Ну и, понятно, в каждом доме были накрыты столы, а на улице народ – от мала до велика – веселился». |
Перебравшись на учёбу в Екатеринбург и обосновавшись здесь после окончания торгового техникума,
Вячеслав постепенно оброс друзьями-марийцами.
А однажды понял, что в городе нет места, где бы они могли отдохнуть, потанцевать народные танцы под народную же музыку, пообщаться на родном языке. Ждать у моря погоды не в его духе, поэтому Вячеслав взял дело
в свои руки.
Первую марийскую дискотеку он провёл в 2010 году в Доме культуры на Эльмаше. «Это был для всех праздник! Пришло около 900 человек, все нарядные, большинство в национальных одеждах, - рассказывает Вячеслав.
– И тогда я понял, что продолжать вечеринки – это мой долг».
Сегодня Mari Party чаще всего проводится в кафе. По словам Вячеслава, на вполне светских вечеринках, которые проходят ежемесячно, марийцы с удовольствием танцуют национальные танцы. И тут легко увидеть, откуда у кого корни. |
Скажем, башкирские марийцы отплясывают «верёвочку» – лицом к лицу («мы дышим друг другу в грудь»), а уральские мари предпочитают круговые танцы. Так или иначе, движения аутентичны, поскольку искусство танца передаётся в марийских семьях из поколения в поколение. Как, впрочем, вся культура народа мари. |