Хранитель священного места
Владимир Мишин никогда не собирался становиться жрецом. Служил в армии в Группе Советских Войск в Германии, работал строителем в Екатеринбурге, потом вернулся
в родное село Юва, что под Красноуфимском.
Живёт домашним хозяйством и разными подработками. А ещё он карт, или онаен – марийский жрец.
Картом его избрали на собрании общины, потому что именно он организовал молельное место рядом с Ювой. Марийское священное место совсем не похоже на храм, костёл или мечеть. Это красивая поляна в лесу, на возвышенности, неподалёку от ручья. На нём неприменно есть береза – взрослая и крупная, но совсем не больная. Возле неё и происходит основная часть молебна. Но поклоняются марийцы не берёзе, а верховному божеству – Кугу-Юмо.
Богов у марийцев много – они сокрыты в любом природном явлении, будь то вода, ветер или лес. Марийцы считаются язычниками, но при этом их вера вполне позволяет посещать и православный храм.
|
– Бог он для всех, – говорит Владимир Мишин, – какая разница, как к нему обращаться?
По словам карта, главное в общение с высшими силами – искренность. А бог поймет даже ту мысль,
которую ты не смог сформулировать до конца, – он ведь бог.
Ещё карту, как и многим марийцам, не нравится, что широкую известность их культура получила за счёт необычного и весьма насыщенного, на взгляд стороннего человека, общения с мёртвыми.
Здесь и приглашения своих усопших близких на праздники, и особые приготовления покойного к загробной жизни, когда ему могут и тёплые носки в гроб (снабжённый специальным окошечком) положить, и деньги для покупки земли на том свете.
Да, такова марийская культура. Но мёртвых тут совсем не обожествляют. Их уважают но никогда не просят
о помощи – это плохая примета, так как усопший всё сделает с обратным знаком.
Изучая марийскую культуру, многие слишком увлекаются отношением марийцев к миру мёртвых,
хотя другие её составляющие не менее интересны и куда более позитивны.