Отряд «Каравелла» неотделим от личности и творчества её создателя и почётного Командора – писателя Владислава Крапивина, от его героев. Неповторимый «крапивинский» дух будет всегда присутствовать в организации. |
Друзья Командора вспоминают, что в жизни он был непростым человеком. Однако Владислав Петрович всегда умел выслушать оппонента и никогда не давил на человека своим писательским авторитетом.
«Мы много спорили» Поэт, писатель, полковник в отставке Александр Кердан: - Период нашей тесной дружбы с Владиславом Крапивиным совпал с серединой 90-х и началом 2000-х. Временем, как известно, непростым и драматичным, когда само понятие патриотизм относилось едва ли не к числу ругательных. И мы много со Славой спорили об этом, в том числе на примере наших литературных персонажей: Николая Резанова и Ивана Крузенштерна. У Владислава патриотизм был особого толка. Насколько я понимаю, он никогда не был государственником в общепринятом понимании этого слова, ему претил официозный патриотизм. Например, восстание российских моряков во время первой кругосветки он оценивал с позиции бунтарей Крузенштерна и Лисянского, а не государственника Резанова. |
Кому интересен наш спор об этом, тот может почитать крапивинские «Острова и капитаны» и мой «Берег отдаленный...».
Но надо отдать Крапивину должное, он умел внимать аргументам собеседника и не давил авторитетом.
Этот дух свободомыслия, присущий ему всегда, сегодня кажется мне, человеку служилому, не таким уж нетерпимым,
и наши позиции с ним во многом сближаются. Владислав любил Россию и наш народ, ценил человеческое в человеке, способность мыслить самостоятельно, нести ответственность за свои поступки, любить Родину не по приказу начальства и не потому, что это модно или не модно, а всем своим существом. Этому не показному патриотизму он и учил ребят
в своей «Каравелле».
И за это ему поклон, ибо будущее нашей страны, верю, не в бездумных винтиках-исполнителях высшей воли, а в людях одухотворённых и сострадательных, созидающих и рефлексирующих. Таких, каким был и сам Владислав Крапивин.
Близкие люди отмечают также, что творчество Командора носит универсальный характер, его книги любят представители самых разных поколений читателей.
От Гайдара к Крапивину Командор отряда «Каравелла» Лариса Крапивина: - Когда мы были пионерским отрядом, мы носили имя Аркадия Гайдара. Несмотря на кучу «претензий», мы продолжали хранить его в бурные 90-е и не собираемся от него отказываться сегодня. А с какой стати? Для меня Гайдар – удивительный автор, он показал жизнь, историю и все противоречия нашей страны на переломе эпох, причём показал её глазами детей и подростков! |
В этом состоит уникальность его писательского метода, который взял на вооружение и стал применять писатель Крапивин. Владислав Петрович оставил огромное литературное наследие, его собрание сочинений насчитывает
50 томов, и его творческая манера тоже уникальна. В течение многих десятилетий он «фотографировал» жизнь, показывая её через судьбы своих героев – детей и подростков.
Мы можем раскрыть книгу «Мальчик со шпагой» и понять, какими были дети в 70-х и 80-х. Можем прочитать её продолжение – «Бронзовый мальчик – и узнать о проблемах общества в 90-х. А если взять «Рыжее знамя упрямства» (последняя часть трилогии), то это уже 2000-е, они достаточно близки современным детям.
Книги Крапивина любят представители самых разных поколений. Погружаясь в них, они понимают, что его герои им близки вне зависимости от того, в какой конкретный период происходит действие. Герой Крапивина поступает правильно, исходя из неких вселенских законов.
Смелость, отвага, честь, бескорыстие, справедливость – все эти качества «крапивинских» мальчиков свойственны людям в любую эпоху. И в этом универсальность книг Владислава Петровича. Считаю, что он намного опередил своё время, потому что работал с будущим – когда воспитывал разные поколения детей в «Каравелле», когда писал романы, повести и рассказы.
Однажды я поняла, что все его книги так или иначе связаны с жизнью отряда. Это была его творческая лаборатория. Он наблюдал за детьми, черпал образы героев из общения с ними. Конечно, это не была калька с конкретных ребят, но его персонажи чем-то неуловимо на них похожи. А ещё Владиславу Крапивину всегда приходило много писем, в которых люди писали: «Ваша книга меня спасла».
Воспитанники «Каравеллы» нередко подчёркивают, что знания, умения и навыки, полученные в отряде, остаются с ними навсегда.
На всю жизнь Яна Белоцерковская, журналист, выпускница отряда «Каравелла»: - «Каравелла» – это на всю жизнь. Это не сразу понимаешь, в детстве тебе кажется, что всё «просто так». Просто так яхты, просто так бои на фехтовальной дорожке. Потом вырастаешь и осознаёшь, что в самых трудных жизненных ситуациях ты не привыкла сдаваться. Даже если приходится идти против ветра, пробивать сопротивление людей или жизненных обстоятельств. Когда-то я держала парус и руль вопреки шквалам. |
Сейчас держу курс по своей жизни: не отступая, не предавая себя.
А фехтование научило быть смелее, гибче, не бояться чужих атак и самой уметь, когда надо, сделать выпад. Ещё отряд – это любовь к журналистике. Это песни, походы, приключения. Это друзья, которые навсегда.
Сегодня каравельцы продолжают дело Командора. Кинокартину, созданную отрядовцами по произведению писателя, посмотрели уже в десятках городов России и СНГ.
«Дело его живо» Депутат Госдумы РФ от Свердловской области Андрей Альшевских: - Лариса Крапивина и ребята из отряда стали авторами художественного фильма «Тень Каравеллы». В основе сюжета – одноимённая повесть Владислава Петровича. С удовольствием принял приглашение на премьерный показ. К великому сожалению, Командор ушёл из жизни осенью прошлого года. Но дело его живо и, как мы видим, набирает обороты. Картина получилась, как мне показалось, для каждого. Много граней, много пластов. |
С одной стороны, она посвящена светлой памяти легендарного писателя. И, кстати, Владислав Петрович сам одобрил идею съёмок. С другой – кино приурочено к праздничной дате: летом «Каравелле» исполнилось 60 лет.
Где-то посередине, в самом сердце, напоминание о нелёгкой, но смелой жизни детей Великой Отечественной войны, когда приходилось бороться за радость, несмотря на голод и невзгоды.
Есть над чем подумать. Спасибо режиссёру, актёрам и всем-всем-всем, кто участвовал в творческом процессе.
Стране не хватает таких добрых, искренних фильмов.