Марийские узоры
Одна из наиболее ярких деталей марийской культуры – это национальные костюмы и яркая самобытная вышивка. Как уже говорилось, марийцы в основном жители деревенские. И пока мужчины трудились в поле или занимались скотоводством, их жёны и дочери часами сидели у пряцких станков. Даже когда в марийский праздник, похожий на празднование старого Нового года, по улицам ходили ряженые, они спрашивали у встречных девушек, сколько те напряли в прошлом году. |
Сукно прялось из льняного или конопляного холста. То, что получалось более грубым, шло на мешки и другие хозяйственные нужды. А более тонкое использовалось для создания одежды. Но сейчас лишь в некоторых деревнях остались станки и умелицы, которые способны делать такую ткань, – конечно же, не в промышленных количествах. |
В основном ткацкие станки сохранились в национальных музеях, которые можно встретить во многих марийских деревнях. Там же можно найти и марийские наряды – как новые, так и сшитые недавно на заказ.
Правда, на новоделах искать тайный смысл в узорах уже бесполезно.
Одна из деталей марийского костюма – обилие монет. Особенно это заметно в женских нарядах, ведь они входили в приданое девушек. Чем больше монет, тем богаче невеста. Поэтому такой наряд издалека мог напоминать экипировку древних воинов: на груди особая накидка из монет, похожая на кольчугу, – яга. Кроме представительских функций она имела ещё и функцию духовную – служила оберегом от зла и неприятностей. Поэтому на мужском марийском костюме монеты тоже присутствуют - и спереди, и сзади. Но в гораздо меньшем количестве - мужчины приданое не давали.
|
Головные уборы у марийских невест тоже напоминали кольчужный шлем, хотя гораздо более изящный и красивый. А после свадьбы женщине вместо него полагался шлык - остроконечный головной убор. Причём у некоторых марийцев его полагалось носить острием вверх, а у других он смотрел вперёд, точно клюв птицы. Считается, это делалось для того, чтобы посторонние не смотрели лишний раз на лицо замужней женщины.
|
Особый элемент костюма – марийская вышивка. Для многих деревенских женщин на Урале, в том числе для марийских, вышивка была любимым хобби, к ней подходили очень тщательно и со смыслом. По хитросплетению символов, вышитых на одежде, можно было многое узнать о человеке – откуда он, кто, чем занимается. Сейчас значение этих символов во многом утеряно, но красотой и сложным орнаментом они удивляют до сих пор. А некоторые учёные пытаются разгадать их смысл.
|
В селе Юва Красноуфимского района живёт Роза Ярмиевна Андреева, превратившая свой частный дом в музей и мастерскую народных костюмов. В первую очередь марийских. Это уже второй её музей – первый сгорел после пожара вместе с прошлым домом. Но марийка решила восстановить то, что разрушил огонь.
Многие марийцы обращаются к ней с просьбой сшить для них национальный костюм. Роза Ярмиевна сейчас, наверное, главный мастер по пошиву такой одежды во всей Свердловской области.
|
- Видите складку на спине? – улыбается мастерица. – Это марийцы придумали раньше всех кутюрье.
Причём шьёт она не только для живых людей, но и для самодельных кукол, из которых создает целые композиции. В миниатюре воссоздаёт не только костюмы, но и элементы быта марийских деревень. Кроме того, у женщины целая коллекция разнообразных предметов одежды разных народностей. Таким образом она старается сохранить культурную память и историю родного края, своего и других народов. |
И что особенно радует Розу Ярмиевну, уже не молодую женщину, у неё появилась ученица – марийская девушка, которая перенимает опыт не только в части шитья, но и в изготовлении сложных марийских украшений, таких как яга. А значит, в Юве очаг марийской культуры ещё долго не погаснет и марийские узоры не исчезнут. |