На правом берегу живописной реки Ирбит стоит деревня Речкалова. Здесь дети ранним утром выбегают на уроки в школу, а из их рюкзаков тянется аромат домашних пирожков — мамы и бабушки стряпают обед каждый день. И не просто так!
У деревенских детей аппетит хороший, потому как занятость — высокая.
Это сейчас о Речкаловском Доме культуры знают не только в России, но и за рубежом:
в Чехии, во Франции, в Африке. А тогда, в 1983 году, когда Пётр Капустин с супругой Розой впервые переступили за забор свердловской деревни, о культуре здесь мало кто что-то знал.
«Жители Ирбитского района говорят, что деревне Речкалова повезло, — застенчиво улыбается Пётр Капустин. — Мы с супругой Розой вместе окончили Институт культуры
в Челябинске и приехали сюда поднимать культуру.
Да ещё как приехали — с высшим образованием. Тут со средним-то в то время никого не было, а мы…».
Спустя год оказалось, что дело вовсе не в наличии образования. Главная причина,
по которой сегодня из каждого окна деревни доносятся звуки гармони, — любовь к песне и масштабу руководителя ансамблей.
«Дом культуры был… деревня деревней. Маленький сельский домик с маленькой сценой
и небольшим зрительным залом. Мы сразу начали собирать хоры, оркестры, ансамбли, танцевальные коллективы.
Нам хотелось и до сих пор хочется масштаба, нам нужна широта — чтобы на сцене присутствовало сразу три коллектива — оркестр, хор и танцевальная группа».
Приезжим супругам пришлось нелегко. И первое время глава семьи даже ходил
на сельскохозяйственное предприятие «Колхоз Дружба» и попросту объяснял односельчанам, что попробовать спеть — надо.
«В 1983 году я ходил по ферме и уговаривал работников хотя бы заглянуть в Дом культуры. Мне было важно, чтобы они не побоялись заниматься вокалом, игрой на народных инструментах. Теперь эти люди стали бабушками, прабабушками, но до сих пор поют
и играют — в ветеранском коллективе «ВЕЧОРА».
Здорово, что то поколение, с которого я начинал, было глубоко погружено в народную культуру. Я и сам у них многому учился — произношению, манере пения уральских песен
— мягкая «о», звук перед собой, на кончике языка и т.д.».
Маленькая экзотика
В восьмидесятые годы школьники учились восемь обязательных классов. В это время огромной популярностью пользовались книги. Причём дети читали не только
героико-приключенческие романы, но и поэзию. Несмотря на увлечённость героями Революции, деревенские они находили время заниматься музыкой.
По словам основателя оркестра народных инструментов «Завлекалы», вовлечённость ребёнка в творческий процесс зависит от харизмы руководителя. Он так должен рассказать об инструменте, так должен показать свою любовь к нему, чтобы было интересно не отрываться от него. Другой вопрос, что сейчас — не то время.
Мы живём в эпоху информационной перенасыщенности и компьютерных технологий. Насколько реально завлечь современного ребёнка звуками гитары из соседнего дома?
Но самый главный стимул для тех, кто занимается в коллективе давно, и для тех, кто только-только пришёл, — показать себя на зарубежной сцене.
Так «маленькая экзотика» маленькой свердловской деревни Речкалова постепенно стала культурным достоянием страны. А началось всё — с любви к музыке и бесконечного желания супругов Капустиных сделать деревню культурной, музыкальной
и значимой для большой России.