Не бывает плохих богов

Марийцы исповедуют язычество.
За это их особо не преследовали даже во времена СССР. У марийцев нет ни религиозных атрибутов вроде нательных крестиков, ни икон,
ни священных книг - поскольку нет своей письменности.


Всех своих богов они помнят на память, молитвы и ритуалы передаются устно,
от поколения к поколению.
Обряды проходят на природе, без храмов, поэтому просто нечего изымать или уничтожать.
И улик, которые могли бы выдать в человеке язычника, тоже нет.
Как такого преследовать по религиозному признаку?

Марийская вера называется Марий Улам. Её не следует путать с Марла верой - разновидностью религии, когда верующий поклоняется и православному Богу, и своим языческим божествам одновременно (встречается и такое).


Пантеон богов устроен достаточно просто и логично - у каждой стихии есть своё божество. Над ними верховный бог - Ош-Кугу-Юмо, что означает Большой Белый Бог.


Есть, например, богиня земли - Мланде-Ава (Мать Земля), Вуд-Ава (Мать Вода), Мардеш-Ава (Мать Ветра и других воздушных явлений) и так далее.


Духи есть в каждом значимом природном явлении - например, можно обратится за помощью к роднику или поблагодарить его за чистую и вкусную воду, обратившись к Вуд-Ава и духу родника.

Что интересно, в этой религии нет однозначно хороших или плохих богов. Есть Керемет, который соперничает с Ош-Кугу-Юмо, тем не менее и ему возносятся некоторые молитвы и приносят жертвы.


Есть Азырен - бог смерти. Жутковатый персонаж, который всем умершим перерезает горло кинжалом, и здесь не важно, от чего человек скончался. При этом какого-то негатива к Азырену в этой религии нет - он же выполняет свою работу.


Остальные боги тоже не добрые и не злые - они просто есть. И над всеми ними Ош-Кугу-Юмо - безупречный, как чистый белый свет. Остальные могут как помогать, так и вредить.

— Мариец, начиная какое-то, даже небольшое, дело, произносит короткую молитву - что-то вроде «Ну, с Богом!»
у православных, - рассказывает Андрей Бобрихин.
— Я это заметил, когда однажды сел в машину со своим товарищем-марийцем. Он, трогаясь, сказал «Смелля». Потом, в хлеву, корм скотине задает и опять «Смелля». Позже я стал замечать, что и другие марийцы так говорят.
И понял, что это - Бисмилляхи Рахмани Рахим, что у мусульман значит «С именем Аллаха».
Сами марийцы уже не помнят, что они заимствовали у татар или башкиров.

Для людей возрастных религия - это то, что привязывает их к марийской культуре, даёт идентичность, принадлежность к роду. У молодых людей эти традиции не так ярко выражены.

По наблюдениям Андрея Бобрихина, к таким вещам в основном приходят с возрастом.

Кусе

Это большое обрядовое моление, на которое в одно место, на священную гору (Кусе-курык) съезжаются марийцы из ближайших населённых пунктов. В Красноуфимском районе она расположена возле села Сарсы.


Происходит моление примерно в начале июля, а точное время его проведения высчитывается по лунному календарю.

На горе - священный родник, там же баня.

Из родника набирается вода для омовения в бане и приготовления блюд.


Все присутствующие должны быть одеты в белую одежду. Даже приехавших с этнографическими целями Андрея Бобрихина и Георгия Чагина

и их фотографа заставили переодеться.


Также всем присутствующим надо пройти через баню. А марийский алтарь с виду похож на полку или лавку, установленную у берёзы,

на него выставляют все продукты и блюда, приготовленные для общей трапезы.

И молитвы, по описанию Бобрихина, по сути, возносятся деревьям.

Молитва произносится несколько раз - молятся мужчины, женщины стоят на коленях во втором ряду. Задача - получить благословление

на следующий год.


Примерный перевод молитвы: «Как туман опускается с неба на землю, так и ты, воля Божья, спустись на...»


Дальше идет подробное перечисление всех,

за кого присутствующие хотят помолиться. Интересно, что в молитве, слышанной Андреем Бобрихиным, упоминались также свердловский губернатор и российский президент.


По марийским верованиям, чтобы людям жилось хорошо, Ош-Кугу-Юмо должен дать мудрости власть имущим.

Затем закалывается и готовится жертвенное животное - белый барашек, например, но не обязательно.


По свидетельствам стариков, раньше на праздничный стол мог попасть даже белый конь. Это может быть и белый гусь, как принято в Республике Марий Эл.


Свердловские же марийцы обычно закалывают именно белого барашка или телёнка. То есть не важен вид животного - только его цвет и чистота. Это должно быть белое животное, не имевшее половых отношений.

По воспоминаниям старожилов, раньше Кусе могло проходить много дней - по числу жертвенных животных.


А над трапезой плыли звуки марийских народных инструментов. Таких как большие гусли - кысля

и марийская волынка с одной дудкой.


Вспоминают, что эти инструменты давали

какую-то необычную, небесную музыку.

К тому, что принято называть жертвоприношением, у марийцев особое отношение, вполне логичное

с точки зрения крестьянина. Это не взятка, а обмен: я даю Богу что-то и что-то получаю взамен.


И это не обязательно должно быть животное - например, при первой пахоте в землю кладётся яйцо

как символ вселенной. И так марийцы общаются не только с богами и духами, но и с миром умерших.

Made on
Tilda