Марийцы. Люди на перекрёстке миров

На Урале живёт много народностей, порой очень небольших.


Кто-то, как манси, например, живёт очень обособленно, по укладу, не изменившемуся

за века, в маленьких охотничьих поселениях

в глухой тайге. Другие почти растворились среди современных городов и скоростей

ХХI века.


А ещё есть марийцы - удивительный народ

с необычной культурой и верованиями, сформировавшимися на перекрёстке культур, религий и эпох.

Марийцы. Люди на перекрёстке миров

На Урале живёт много народностей, порой очень небольших.


Кто-то, как манси, например, живёт очень обособленно, по укладу, не изменившемуся

за века, в маленьких охотничьих поселениях

в глухой тайге. Другие почти растворились среди современных городов и скоростей

ХХI века.


А ещё есть марийцы - удивительный народ

с необычной культурой и верованиями, сформировавшимися на перекрёстке культур, религий и эпох.

Один из самых известных в Екатеринбурге специалистов по уральским марийцам

Андрей Анатольевич Бобрихин , он знает очень многое об этих людях.


Этнограф, культуролог, заведующий сектором наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительного искусства.



Однажды он попал в экспедицию под руководством пермского этнографа Георгия Чагина .

Он предложил Бобрихину, снять обряд большого моления Кусе.


Познакомившись таким образом с марийцами, Андрей Анатольевич стал частым гостем

на их национальных праздниках и начал изучать культуру этой народности.


История уральских марийцев

Читать

Когда-то марийцы входили в состав Казанского ханства, разгромленного в 1552 году .


Вместе с татарами черемисы (так раньше называли марийцев) защищали ханство от войск Ивана Грозного и уже после его разгрома бунтовали против царской власти.


Вот какие строки оставил о них историк Николай Карамзин в «Истории государства российского»:


«Общий бунт внезапно вспыхнул в земле луговых Черемисов, столь опасный и жестокий, что Казанские Воеводы никак не могли усмирить его. Бунт Черемисский продолжался до конца Ивановой жизни с остервенением удивительным: не .имея ни сил, ни искусства для стройных битв в поле, сии дикари свирепые, озлобленные, вероятно, жестокостью Царских чиновников, резались с Московскими воинами

на пепле жилищ своих, в лесах и в вертепах, летом и зимою; хотели независимости или смерти».


На самом деле, по мнению современных этнографов это были скорее мирные скотоводы и земледельцы, которые брались за оружие больше по нужде, чем по зову сердца.


Хотя в их преданиях и встречаются рассказы о великих битвах, где «войско билось на войско и неба

не было видно из-за пролетавших стрел», по археологическим данным выходит, что чаще речь шла

о небольших стычках.


Тем не менее, татарские эпосы утверждают, что марийцы зарекомендовали себя как смелые воины. Антропологические исследования говорят, что марийцы на богатырей с виду не походил, но царским войскам они сопротивлялись свирепо и умело.


После падения ханства перед ними встал вопрос, что делать дальше - принимать православную

веру или сохранить свою, языческую. Тех, кто выбирал второй вариант, могли серьёзно притеснять - например, не брать на государственную службу.


Многие марийцы предпочли мигрировать в разные районы, преимущественно на Север.

Часть из них поселилась в Башкирии, не подчинявшейся тогда Московскому царству.


Марийцы выкупали землю у башкирских мурз и ставили на ней свои деревни. И жили там около двухсот лет - их ещё называют уфимскими марийцами. Там они многое переняли из башкирских ремёсел, культуры и даже из языка.

В середине ХIХ века часть этих марийцев начинает просачиваться на Урал - тогда ещё в Пермскую губернию. В том числе на территорию Нижнесерьгинского, Ачитского, Артинского и Красноуфимского районов нынешней Свердловской области.


Здесь они занимались земледелием, скотоводством и бортничесвтом - старинным способом добычи мёда. До сих пор рядом с марийскими деревнями можно встретить борти - улей, похожий на бочку, выдолбленный из ствола дерева. Эту технологию марийцы хранят на протяжении веков ещё со времён Казанского ханства.


Одна из главных особенностей марийской деревни - иррегулярная застройка. Улицы идут не перпендикулярно друг другу, а хаотично. Даже центральная улица может идти не по прямой,

а изгибаться. А ответвления от неё и вовсе расположены хаотично.


Русские деревни строились иначе - в соответствии с указами царской администрации уже тогда существовали нормативы, по которым предписывалось ставить дома вдоль прямых и перпендикулярных друг другу улиц.


Марийцы же строили свои дома не так как предписывалось, а так, как им удобно.

И это лишь малая часть того, чем они отличались от других уральцев.

Made on
Tilda