Наши в городе

Марийская община не ограничивается деревнями и сёлами. Их деревни не избежали общей тенденции – молодёжь уезжает в города, где есть работа, возможности для заработка и карьеры. Но и в современных мегаполисах марийские общины живут и активно продвигают свою культуру, стремясь развенчать сложившиеся мифы о ней.

Председатель Национально-культурной автономии марийцев в Екатеринбурге Наталья Ябекова старается сплотить не только уральских марийцев,
но и тех, кто приехал в город на учёбу или работу
из других регионов.
- Нас всех в первую очередь объединяют большие праздники, – рассказывает Наталья. – Как вы могли убедиться,
у каждой марийской деревни найдутся свои особенности. Наши праздники – особенно Агавайрем – это способ показать самобытность разных общин из разных деревень. Но в первую очередь это общая радость для всех нас.

По словам Натальи, сейчас одно из направлений её работы – привлечение в город марийцев из областных населённых пунктов для укрепления связей между общинами со всей Свердловской области.
Также в Екатеринбург время от времени приезжают с концертами музыканты из Марий-Эл, проходят марийские дискотеки. Но этого недостаточно.

- Сейчас наша задача – создать в Екатеринбурге вечернюю школу марийского языка, – говорит Наталья,
– чтобы марийцам было где изучать родную речь. Кроме того, мы развиваем спорт – у нас есть марийские команды по шахматам, футболу, волейболу, самбо. Они выступают на соревнованиях областного уровня.

Национально-культурная автономия марийцев активно сотрудничает с другими финно-угорскими народностями – например, с удмуртами и манси. Сейчас планируется создание на базе Лесотехнического института финно-угорского музея. Он должен стать площадкой как для вечерней школы, так и для проведения различных крупных национальных мероприятий.

Кроме того, есть идея создания организации, которая будет разрабатывать и продвигать маршруты для этнотуризма по наиболее ярким очагам марийской культуры. В том числе по сёлам Сарса, Юва и другим местам компактного проживания марийцев.

По словам Натальи, к ним уже не раз обращались различные люди, в том числе иностранцы, желающие
посетить уральскую глубинку и познакомиться с народностями, которые населяют её многие века, но чья культура не получила широкой известности. Реализация этих планов должна начаться уже в 2022 году.

Кроме того, планируется создание под Екатеринбургом священного места для проведения молений – здесь пока всё упирается в выделение подходящего участка земли.

Многих манит марийская культура, но изучать её удалённо крайне трудно, потому что информация о ней очень противоречива и, по словам самих её носителей, зачастую недостоверна. И речь идёт не только о фильмах
и статьях в интернете, но и об исторических трудах, где часто перепутаны восточные, горные и луговые марийцы.
Между тем даже их речь очень сильно отличается, не говоря уже об обрядах, праздниках, религиозных ритуалах.

Это одна из причин, почему марийцы стараются представить свою историю. Причём, по словам Натальи, каждую марийскую общину лучше изучать отдельно – так, свердловские марийцы имеют немало общего с пермскими,
но уже значительно отличаются от башкирских. И даже каждое отдельное марийское поселение имеет свою особенность, свою изюминку.


- Когда я была маленькой, – вспоминает Наталья, – я очень любила бывать у бабушки, ходить с ней в лес, слушать
её истории, слушать старинные марийские песни. Очень жаль, что тогда не было диктофона или другой подходящей техники, чтобы всё это записать, сохранить, как-то передать будущим поколениям. Сейчас мы стараемся собирать
все эти элементы нашего культурного наследия, пока ещё живы бабушки и дедушки, которые многое помнят.

Made on
Tilda