Поро кече! Марийцев, или, как их именовали в дореволюционные времена, черемисов, называют «последними язычниками Европы». Неспроста. Народ, чьи традиции, обряды и верования тесно связаны с природой, сумел сохранить в современном мире свою национальную культуру. |
На Урал, а именно в Пермскую губернию, марийцы пришли в середине XIX века.
Для житья-бытья они облюбовали Нижнесерьгинский, Ачитский, Артинский и Красноуфимский районы.
Сегодня мари живут и в других районах области, а также, понятно, в столице региона – Екатеринбурге.
Но их поселения и по сей день находятся на «исконных» землях. Всего же в Свердловской области
в настоящее время около сорока марийских поселений.
Марийцы – один из немногих народов, сумевший сохранить свои культурные и бытовые традиции. Но, конечно, со временем многие из них изменились « в духе времени». Скажем, по словам этнографа, культуролога Андрея Бобрихина, изначально для марийских поселений была характерна кучевая планировка поселений – постройки образовывали скопления. |
Сегодня марийские деревни, сохранив определённую кучность, всё же более стройные.
Практически не сохранилось в современных марийских деревнях традиционного обустройства домов,
но познакомиться с ним можно в музее «Марийская изба», расположенном в деревне Сарсы Красноуфимского района.
А вот что касается национального костюма и национальной кухни, то рукодельное и кулинарное мастерство у марийцев передаются из поколения в поколение. К примеру, в селе Юва Красноуфимского района вам с удовольствием покажут, как создаются и декорируются женские и мужские традиционные костюмы, как пекутся аутентичные пироги. |
А на марийской дискотеке Mari Party, которая в течение 11 лет раз в месяц проводится в Екатеринбурге с лёгкой руки Вячеслава Петрова, эти костюмы можно увидеть воочию. Кстати, на этой дискотеке молодёжь с удовольствием отплясывает народные марийские танцы, которые гармонично ложатся на современную музыку. Мари, чьи корни из Башкирии, танцуют традиционную «верёвочку», а уральские мари – круговые плясовые. Творческие же коллективы марийцев – частые гости на сценических площадках Свердловской области, где они представляют уральцам свой уникальный фольклор. |
Древняя вера мари – язычество, но марийская вера не исключает одновременное почитание языческих божеств, духов и поклонение христианским святым. Поэтому сегодня, с одной стороны, в Юве сельчане оборудуют молельное место, а с другой – посещают православный храм. Но всё же бОльшая часть населения Ювы (как, впрочем, и других марийский сёл), возлагает свои надежды на многочисленный пантеон языческих богов, каждый из которых «ответственен» за свою сферу – от чисто бытовой до природной.
|
Поэтому марийцам есть к кому обратиться за помощью буквально в любой ситуации. А вот к своим ушедшим
в мир иной близким марийцы не обращаются за помощью никогда. Более того, проводя обряды «общения»
с духами предков, они просят их «не помогайте нам». Почему? Об этом в посёлке Юва вам расскажет карт
(своего рода, представитель духовенства) Владимир Мишин.
С праздниками та же история: современные марийцы с удовольствием отмечают светские даты и с не меньшим удовольствием следуют традициям народных праздников.
Один из самый весёлых – зимний Шорыкйол, во время которого ряженые наведываются в дома односельчан
с «инспекцией» – хорошо ли потрудились хозяева в истекшем году? А хозяева выкладывают перед гостями всё,
что сделали своими руками.
Словом, сегодня в жизни марийцев гармонично сочетаются старина и современность, народные традиции и «модерновость», обряды и светская жизнь. Неизменным остаётся одно – открытость этого народа и доброжелательность ко всем, кто проживает на территории многонационального Среднего Урала. |
«Поро кече!» («Добрый день!») – приветствуют мари друг друга. И в соседстве с ними каждый день,
действительно, добрый. Об этом наш проект.