Барабанщики, вперёд!
От «Бандерильи» до «Каравеллы»

За право называть писателя Владислава Крапивина «своим» сегодня борются три города: Тюмень, Екатеринбург и Севастополь.

Каждый из них был чем-то дорог Командору.


В Тюмени он родился и вырос, в Екатеринбурге (Свердловске) прошла его юность и большая часть взрослой жизни, а в Севастополь он был влюблён с самого детства, считал своей духовной родиной и описал во многих произведениях.


И всё-таки именно в столице Урала был реализован его самый важный социальный и педагогический проект, дело всей его жизни – отряд «Каравелла».


Впрочем, тогда, 60 лет назад, ни начинающий писатель Слава Крапивин, ни десяток его юных товарищей не оперировали громким словом «проект».


Ведь всё начиналось на чердаке обыкновенного двухэтажного дома на окраине Свердловска…

Время первых

Бандерилья – это такое копьё с крючками на конце, уколами которого раздражают быка на корриде. Именно так первые каравельцы назвали придуманный ими корабль, параллельно создав на чердаке дома на ул. Прониной

что-то вроде морской каюты.


Со временем сформировался и девиз отряда: «Tamborileros, аdelante!»,

в переводе с испанского - «Барабанщики, вперёд!»

«Это не была какая-то готовая команда, какая-то элита, была только небольшая компания, - вспоминала племянница Владислава Крапивина, стоявшая у истоков отряда Ирина Ханхасаева.

Мы жили вместе с ним в одной квартире, и каждый раз, когда ко мне приходили друзья, он не захлопывал дверь, как другие взрослые, а наоборот приходил к нам, и мы о чём-то разговаривали.

Потом мы перешли на чердак и там сидели, придумывали истории. Спустя какое-то время начали вести вахтенный журнал…»

2 июля 1961 года, когда в журнале была сделана первая запись, сегодня считается днём основания отряда.


Создание стенгазеты, походы в лес, пение песен у костра под гитару, сражения на шпагах – сначала деревянных,

а потом и спортивных, разнообразные тематические игры («кража» отрядного знамени и его поиски), фотодело, любительское кино, экологические акции, занятия по правилам хорошего тона…


Со временем у отряда появилась своя форма, которую, конечно, шили сами: оранжевые рубашки, аксельбанты, погоны… А одним из важнейших социальных достижений первых каравельцев Ирина Ханхасаева считает поездку

в Москву, когда полтора десятка детей с окраины промышленного города впервые увидели столицу нашей Родины.

«Как это запретишь?»

Между тем не все восприняли появление новой, по сути – абсолютно автономной детской организации в стране, позитивно.

Как так? Какие-то ребята в Советском Союзе
во главе с каким-то детским писателем, без всякого согласования с органами власти занимаются какими-то интересными вещами.

В школе – пионерские собрания, смотры строя
и песни, сбор металлолома и макулатуры,
а у них – журналистика и литературное творчество, бои на шпагах, морская романтика, кино…

Однако, неоднократные попытки запретить «Каравеллу» потерпели фиаско. Сам Командор спустя годы относился к таким поползновениям со стороны недоброжелателей с известной долей иронии.


«Меня невозможно было выгнать с работы – вот с чем сталкивались тогдашние чиновники, - вспоминал он в 1994 году. – Из писателей меня выгнать можно было только на съезде писателей или на пленуме. А за что? Лишить меня зарплаты было нельзя, так как я зарабатывал только книгами. Запретить отряд? Ну, запретили, в крайнем случае, отобрали помещение. Но мне привыкать, что ли, было собирать по тридцать человек у себя в квартире? Ну как это запретишь?»

И всё же «Каравелле» требовалось официальное признание. Оно давало не только защиту

от недругов, но и определённое финансирование, рабочие площадки, оборудование и строительные материалы для яхтинга.


В первые годы отряд существовал и реализовывал свои проекты исключительно на средства

самого Крапивина, который отдавал «Каравелле» большую часть своих писательских и журналистских заработков…

Особый статус

По счастью, Командору с друзьями удалось отстоять отряд. Владислав Петрович сумел встроить «Каравеллу» в систему дополнительного школьного образования, которая господствовала в СССР.

Заметную роль в этом плане сыграл заместитель главного редактора журнала «Пионер», основоположник педагогики сотрудничества
и один из организаторов движения юнкоров Владимир Матвеев, который помог «узаконить» организацию в ЦК ВЛКСМ.

В «Пионере» появилась отдельная рубрика, посвящённая отряду, а журналисты «Каравеллы» стали выполнять задания центральных советских изданий: газеты «Пионерская правда»,
журналов «Костёр» и «Вожатый».

Сегодня нередко пытаются противопоставлять «Каравеллу» и пионерскую организацию, хотя,
на самом деле, отряд долгое время являлся её составной частью. Впрочем, различия всё же были.

«В 1965 году «Каравелла» получила особый статус: внешкольный экспериментальный пионерский отряд, - рассказывает нынешний командор организации Лариса Крапивина.


Для того времени это был настоящий прорыв

в системе работы с детьми. До этого детское движение в СССР было разрешено только в стенах школы, и это были одновозрастные сообщества ровесников.


А в «Каравелле» сформировался абсолютно иной принцип: она возвращалась к истокам пионеринга, который создавался в 1922 году, когда мальчики

и девочки разных возрастов становились пионерами исключительно по собственному желанию.


Уникальность отряда состояла ещё и в том, что туда принимали всех, а дальше ребёнок мог из всего разнообразия направлений выбрать что-то своё.


Это кардинально отличало «Каравеллу» от всего массового детского движения в Советском Союзе».

Морское дело в горах Урала

Сам Владислав Крапивин достаточно тепло отзывался о пионерии, хотя и с определёнными оговорками.


«Я никогда не был сторонником уничтожения пионерской организации, - подчёркивал он в интервью газете «Аргументы и факты» в 2016 году. – Идея большого коллектива, где главное – чувство товарищества,

где ты развиваешь свои способности, она же прекрасна! Другое дело, что нужно было отказаться от чрезмерной политизированности. Создание новой такой организации можно только приветствовать.


Главное, на чём я всегда настаивал и буду настаивать, – нужно постараться сгладить военизированную составляющую. Потому что часто весь этот антураж становится самоцелью. Маршировать, строиться,

говорить речёвки, играть исключительно в военные игры, заниматься стрельбой... В ребячьей жизни всё гораздо шире, разнообразнее и интереснее. Пусть это тоже будет, но не становится главным».

В другой беседе, уже в 2018 году, он отмечал:


«Я всё время говорю инструкторам: пореже посылайте барабанщиков играть на конференциях – побольше учите морские узлы. Официоз мне

не нравится».


Что касается морского дела, то оно в отряде появилось не сразу.

«В 1967 году наши ребята вместе с Владиславом Крапивиным приехали во Всероссийский детский центр «Орлёнок», в лагерь «Звёздный», и впервые создали там пресс-центр, – поясняет Лариса Крапивина.


Почти каждый день они выпускали стенгазету, освещая разнообразные события. А неподалёку от «Звёздного» располагался недавно сформированный лагерь «Штормовой». Там Владислав Петрович впервые увидел модель морского отряда.


Наши дети познакомились с юными моряками из Риги, приняли участие в совместных соревнованиях

и навсегда заразились морской тематикой. Именно тогда впервые появилось название «Каравелла»: это имя сначала дали пресс-центру, а потом оно распространилось на весь отряд.


Сегодня наша флотилия составляет 36 яхт и катеров, мы можем одновременно выпустить на воду Верх-Исетского пруда до 150 ребят. Когда люди из других регионов узнают об этом, нам не верят. Они смотрят на карту и говорят:

«Как же так, ведь у вас на Урале нет моря…»

Система Командора

Сегодня уже вряд ли кто-то будет спорить, что Владислав Крапивин создал свою педагогическую систему.

В её основе лежат труды Корчака, Макаренко и Сухомлинского, традиции первых советских пионеров и, конечно, личный опыт самого Командора.

Писатель был уверен, что полноценная творческая личность формируется в коллективе единомышленников, которые занимаются каким-то интересным, творческим делом.

Коллектив этот должен быть разновозрастным, чтобы младшие учились у старших (хотя не исключается и обратный процесс).

Ещё в 80-е годы прошлого века в «Учительской газете» был опубликован целый цикл статей Командора по проблемам педагогики. В них писатель декларировал ценность детства и сотрудничества поколений, важность мечты и высокой идеи в жизни человека. Крапивин также считал, что любой ребёнок, вне зависимости от возраста, имеет право бороться за справедливость.


Этот последний тезис неоднократно был отражён в творчестве писателя. В литературоведении даже есть такой термин – «крапивинские мальчики»: дети и подростки с острым чувством справедливости, готовые защищать её в любой ситуации.


Неразрывную связь педагогических взглядов Крапивина с его произведениями отмечал ещё советский поэт Сергей Баруздин. Причём взгляды эти далеко не всегда соответствовали советской идеологии, где во главу угла всегда

ставился коллектив и главенство старших.

«Самое трудное знаешь, что? Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать:
а ведь, наверно, они и в самом деле правы. Может случиться, что правы. Но если будет в тебе
хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности,
что прав ты, а не они, делай по-своему. Не оправдывай себя чужими правильными словами».
Роман «Журавлёнок и молнии».

Астероид №407243 Krapivin

Владислав Крапивин стоял у руля «Каравеллы» около тридцати лет, после чего отряд возглавила Лариса Крапивина, которая является командором по сей день. Отряд пережил падение СССР, бурные 90-е и оказался очень востребован сегодня, когда в стране при поддержке государства возрождается система работы с детьми и молодёжью.


«Всё новое – это хорошо забытое старое, – считает Лариса Крапивина. – Лидеры современных молодёжных организаций (РСМ, РДШ, «Юнармия») в большинстве своём выросли на пионеринге и комсомоле, многих из них я знаю лично, для них эта работа – восстановление справедливости по отношению к детскому движению советской эпохи,

в котором было много хорошего. Ведь то же пионерское движение было уникальным, в него влились миллионы, и аналогов ему не было нигде в мире.


Впоследствии другие страны многое переняли у нас. Сегодня необходимо увидеть эту связь и понять, что нынешние движения – наследники той самой системы. Продолжая традиции, зародившиеся в СССР, в новых условиях, взрослые стараются сделать жизнь детей более интересной, увлекательной, насыщенной. Это самое главное».

…Владислав Петрович скончался 1 сентября 2020 года. Имя его было многократно увековечено ещё при жизни.


Его носит областная библиотека для детей и молодёжи, международная детская литературная премия, а в 2016 году именем Командора назвали малое космическое тело – астероид №407243 Krapivin.


В обозримом будущем в столице Урала могут появиться улица, сквер и музей Крапивина.


Но, несомненно, главным памятником Командору будут его книги и созданный им отряд – одна из самых эффективных в СССР и современной России внешкольных организаций по всестороннему развитию детей, воспитанию в них духа дружбы, справедливости и патриотизма.

У Командора был свой талисман – плюшевый заяц, который всюду сопровождал его на протяжении нескольких десятилетий. Владислав Петрович купил его однажды в киоске: «Посмотрел на него, пожалел, сказал: тебя будут звать Митька, мы будем с тобой путешествовать вдвоём». В 2014 году писатель даже взял Митьку на приём к главе государства Владимиру Путину. «Он там в уголке смотрел из рук моих друзей, как Владимир Владимирович вручает мне знак премии», – рассказывал Командор.

Made on
Tilda